Дмитрий Шоломко – официальный представитель Google в Украине

12 сентября состоялось событие, которое в Уанете давно ждали: Дмитрий Шоломко, занимавший в течение года должность Country Consultant, назначен официальным представителем Google в Украине. Судя по сообщениям СМИ, полноценный офис пока открываться не будет, и в ближайшее время Google ограничится одним сотрудником в Украине. В данный момент вакансии в Украине не числятся в джоб-листе компании.

Началась история в декабре 2005 года: именно тогда Google открыл вакансию Country Consultant в Украине. Достаточно долго шел выбор кандидата, собеседования проходили с десятками претендентов, я тоже был в их числе. Очевидно, что летом процесс ускорили, а в сентябре я услышал от коллег неофициальную информацию о том, что вакантную должность занял Дмитрий Шоломко. Через месяц это подтвердили СМИ. С легкой руки украинского «Коммерсанта» большинство сайтов еще тогда повысили Дмитрия до должности представителя Google. Ошибка была только в заголовке, в тексте должность написали правильно, но наши любимые интернет-СМИ ведь заголовки тоже копипастят :). Объясню разницу: региональный консультант работает в стране до открытия представительства. В его обязанности входит сбор и обработка данных, на основании которых принимается решение о целесообразности открытия офиса. Кроме того, консультант не является публичным лицом компании (не имеет права общаться с прессой и т.д.). Должность «представитель» появляется после открытия офиса в стране, выполняет уже другие функции, а также может общаться со СМИ.

Собственно с общения со СМИ и начал Дмитрий Шоломко в новом статусе. Состоялась пресс-конференция, на которой было объявлено о назначении, а также прозвучали комментарии по поводу планов Google и видения украинского рынка. Я нашел всего три оригинальных текста по этому поводу: Корреспондент написал по материалам рассылки Интерфакс-Украина,  ИнтернетЮа дал собственный текст, и КоммерсантЪ дал материал, из-за которого главреду придется уволить сразу двух журналистов. Ссылки на полные тексты я привел, самый качественный материал у ИнтернетЮа, его прочитайте обязательно, остальные по желанию. А я дам выдержки из текстов со своими комментариями.

“Сейчас на рынке есть предпосылки для того, чтобы это развитие (интернет-коммерции) началось”, – отметил Шоломко. “Своей целью здесь я вижу в ближайшее время, 9-12 месяцев максимальную подготовку всех служб для Украины. Чтобы, когда здесь начнется интернет-бум, системы работали максимально эффективно, и пользователи не проявляли недовольство”, – сказал он.

Хотелось бы поинтересоваться у Дмитрия, о каком буме идет речь. Также было бы интересно узнать, что для него обозначает «интернет-коммерция начала свое развитие». Дмитрий, если Вы вдруг когда-нибудь попадете на эту страницу, не сочтите за труд – отпишитесь в комментариях по этим моментам.

Представитель Google напомнил, что компания любит «молчаливые запуски» (silent launch) продуктов и дополнительных возможностей.  Например, за последние полгода в поисковик внедрили морфологию украинского языка, стали принимать оплату от рекламодателей с гривневых платежных карточек, добавили Украину в Google Zeitgeist.

Процесс запущен, теперь осталось сделать еще несколько шагов: научиться принимать безналичные платежи и сделать геотаргетинг по регионам Украины. Ну и совсем невозможное – сделать какой-то адекватный вывод денег с adSense.

Также Дмитрий утверждает, что придерживается стратегии Google в отношении конкурентов – не следить за конкурентами, а удовлетворять потребности пользователей. Поэтому он не читает статистические отчеты об украинской интернет-аудитории, которые распространяют, например, Bigmir-Internet и Gemius. А уверенность Дмитрия в том, что Google – лидер на рынке Украины, среди прочего, основана на маркетинговых исследованиях, которые Google через неких партнеров время от времени проводит в нашей стране.

Интересно, каковы причины, по которым читаются одни, и не читаются другие отчеты? Да, статистика Бигмира не претендует на объективность в абсолютных величинах, но у нее есть два огромных плюса: она показывает динамику и дает репрезентативные данные о долях количества переходов украинских пользователей с поисковых систем. Поэтому точнее Бигмира доли поискового трафика в Украине никто не посчитает. Да и у Гемиуса есть информация, которую можно почерпнуть.

А теперь на закуску смешное от «Коммерсанта».

Эксперты говорят, что собственное представительство позволит компании увеличить поступления от рекламы. Однако при этом они отмечают, что конкурировать с украинскими и российскими системами Google будет непросто.

Где вы берете такую траву таких экспертов? Они опять вас обманули. Считаем на пальцах: Доля трафика Гугла в Украине составляет 63%. В денежном отношении Гугл занимает менее 35% (мнение директора Яндекс.Украина Сергея Петренко) – например, 33%. Имеем треть рынка в денежном выражении при абсолютно неудобной системе размещения рекламы для рядового украинского рекламодателя, и возможность удвоить прибыль, если сделать размещение удобным. Для этого нужно сделать всего две вещи, о которых я уже писал, и еще раз повторюсь: прикрутить геотаргетинг по областям и начать принимать безнал. А дальше все просто: уже есть морально подготовленные рекламодатели, обученные Яндексом, Бегуном, Метой и Бигмиром. Им сообщают: «Ребята, хотите увеличить количество клиентов, привлеченных при помощи контекста в 2,5 раза? Идите к нам, у нас более 60% поискового украинского трафика». Все. Дальше сидим пьем напитки по вкусу.

Клиент покупает определенные ключевые слова, а система выдает сайт компании на первой странице результатов поиска при соответствующем запросе.

Пытаюсь себе это представить, и мозг отказывается верить. Журналисты придумали новое поколение контекстной рекламы: ты покупаешь размещение по запросу, если человек задает этот запрос, то ему вместо результатов поиска сразу открывается твой сайт. Гениально!
Менее гениальная трактовка – продажа позиций в выдаче.
Да, и журналисты наверное удивятся, если узнают, что Гугл умеет показывать рекламу не только на первой странице результатов поиска.

… директор по рекламе Bigmir-Internet Александр Тясмицкий.

Не знал, что Саша фамилию вчера поменял.

Сейчас оплата услуг размещения контекстной рекламы в Google для украинских рекламодателей осуществляется путем перевода денег на счет главного офиса компании, что занимает несколько недель.

У этих журналистов точно займет несколько недель. А у остальных людей занимает секунд 40: зайти на сайт, перейти на нужную закладку, указать сумму зачисления, нажать «ок» и после перезагрузки страницы увидеть, что платеж совершен и деньги зачислены на аккаунт. 

“Google хуже ищет по русскоязычным запросам, так как, в отличие от большинства поисковых систем, представленных на Украине, не различает падежей”,– соглашается генеральный директор интернет-компании Imena.ua Павел Блоцкий.

Это уже не журналистам, а г-ну Блоцкому будет интересно узнать: Гугл различает падежи на украинском языке. Обратите внимание на выделенные полужирным шрифтом фрагменты в снипетах при поиске по запросу.

Вообще статья в Коммерсанте – это самое смешное об интернете, из того, что я читал за последние несколько месяцев. Господа авторы, ваш юмор понятен не многим, а рядового читателя вы просто обманываете. Если главред украинского Коммерсанта захочет, чтоб у него в газете об интернете писали толково – пусть обращается, подскажу хороших журналистов, разбирающихся в теме, ведь такие есть.

Посмеялись, а теперь вернемся к теме разговора.

Открытие представительства Google является для Украины знаковым событием в долгосрочной перспективе. Доля контекста в рекламных бюджетах будет стремительно увеличиваться в ближайшие годы. Google – лидер по количеству сгенерированного поискового трафика, он имеет все шансы получить большую часть этого пирога на нашем рынке. Не стоит забывать, что помимо поиска у компании есть еще большой набор сервисов  (почта, новости, блоги, календарь, видео, документы и таблицы, карты и т.д., а также Picasa и YouTube), которые позволят работать с аудиторией, увеличивая ее лояльность к бренду.

С другой стороны у конкурентов есть свои сильные позиции, с которых их Гугл в ближайшее время не сдвинет. Во-первых, все крупные игроки успешно продают медийку. Медийка Гугла на сегодняшний день практически не востребована в Украине. Во-вторых, локализацию всех сервисов Гугл быстро не сделает: сомневаюсь, что в ближайшие месяцы мы увидим у него карту Киева или Одессы. В третих, на наших порталах (Яндекс я тоже в наши записал :)) есть востребованные сервисы, которых нет у Гугла, например, телепрограммы, словари, гороскопы, знакомства и пр. На сегодняшний день Гугл имеет более сильный бренд, чем его конкуренты, но украинские порталы удерживают свои позиции и собираются бороться за их  улучшение. Думаю, все они будут делать это за счет уменьшающейся доли пользователей Рамблера, который не проявляет никакой активности в Украине и не имет локализованных сервисов. Не стоит также забывать, что конкурентами Гуглу являются не только Яндекс, МЕТА и Бигмир. Есть еще Укр.нет, Обоз, i.ua, a.ua и другие порталы. Так что у Гугла перспективы в Украине шикарные, но просто так рынок ему никто отдавать не собирается.

Занимайте лучшие места в зрительном зале. Скоро на экранах битва за сердца пользователей и кошельки рекламодателей.

Upd. Получается, что из блогов сейчас можно почерпнуть больше информации, чем из газет. Еще один качественный отчет о пресс-конференции Дмитрия Шоломко с новыми фактами.