Андрей спрашивает: “Какую доходность можно ожидать от портала с посещаемостью в 10 000 уников. Тематика: портативные устройства (телефоны, КПК, ноутбуки). Траф целевой поисковый. Украина/РФ примерно 50/50”.
В общем виде этот вопрос мне задают где-то раз в неделю: “сколько я смогу заработать, если создам сайт?” Отвечаю на примере сайта Андрея.
Предпологаем, что основной доход сайта будет идти от баннерной рекламы. В таком случае для подсчета вам нужны следующие цифры:
1. Общая посещаемость сайта (в сутки, в неделю): важна абсолютная цифра и сравнение относительно конкурентов. Есть некий порог посещаемости для каждой тематики, после которого сайт становится востребованным у рекламодетелей. Например, в Украине для IT – это 1000 посетителей в стуки, для новостных сайтов – 5+К, для порталов – 10+К. В узких тематиках достаточно 100-500 посетителей.
2. Количество баннеропоказов за месяц (в тысячах). рекламодатели покупают аудиторию, а площадки продают баннеропоказы. Допустим, что на сайте Андрея пользователь просматривает 2,5 страницы за посещение. Итого имеем 2,5 х 10 х 30 = 750 К показов.
3. Средняя стоимость за тысячу показов в вашей тематике. Для IT по Украине – это чуть больше 5 долларов. Для порталов и новостных сайтов – порядка 3 долларов, финансы – около 10.
4. Считаем потенциальный валовый доход: 750х5 = 3750 долларов в месяц с одного баннеро-места. На хороших сайтах размещается до 2,5 баннеров. Два нормальных, например, 728х90 сверху, 240х350 справа, + дополнительный за пол цены – “ухо”, 468х60, или 240х350 во втором экране. Итого можно получить до 9375 долларов ( 3750х2,5) .
5. На самом деле площадка столько не заработает. Во-первых, отнимите скидки. Для прямых клиентов они колеблются в диапазоне от 0 до 30%, для рекламных агентств – от 20 до 50% (а бывают и больше). Т.е. нужно отнять минимум треть предыдущей суммы: 9375х0,66=6187,5 долларов.
6. 6187,5 долларов вы можете заработать при 100% загрузке сайта рекламой. Но доля проданных показов колеблется в течение года на уровне 20-80% в зависимости от тематики сайта и востребованности рекламодателями. Соответственно в месяц вы можете зарабатывать от 1237,5 до 4950 долларов.
7. Налоги. В расчете я брал цену без учета НДС. Если у вас цена сразу включает НДС, отнимите его. Еще остается отнять налог на прибыль.
Другие доходы (кроме баннерной рекламы) – размещение пресс-релизов, продажа ссылок, спонсорство, спецпроекты – слишком индивидуальны, чтоб можно было описать простой механизм подсчета потенциального дохода в общем случае.
Все выше написанное справедливо и для блогов. К вопросу о том, почему блоги не являются интересными для рекламодателя площадками – практически все они имеют маленькую дневную аудиторию и не проходят фильтр по первому пункту. Только нишевые блоги имеют шанс получить клиентов на баннерную рекламу.
Примечание. Все выше написанное справедливо, если вы продаете рекламу напрямую. Второй вариант – через баннерную сеть или сейлс-хаус. Они имеют большую скидку (порядка 50-75%), т.е. вы заработаете меньше. Но это может быть хорошим выходом для тех сайтов, которые имеют маленькую по сравнению с конкурентами посещаемость и имеют мало шансов для продажи рекламы напрямую.