На прошлой неделе стало известно, что сменится владелец медиа-холдинга UMH group. Процедура проходит в два этапа, и в марте 2014 г. 98% холдинга будут принадлежать ГК ВЕТЭК Сергея Курченко, близкого к семье Президента Украины В.Ф. Януковича.
В медиа-холдинг UMH group входят газеты “Аргументы и Факты в Украине”, “Комсомольская правда в Украине”, еженедельники “Корреспондент”, “Теленеделя”, украинская розничная сеть “Своя пресса” с более чем 860 торговых точек в 10 регионах. Кроме того, холдинг владеет лицензиями на издание журналов Forbes и Vogue. UMH group также принадлежат радиостанции – четыре сетевых (“Авторадио”, “Наше Радио”, “Ретро FM”, Europa plus) и две локальных (Джем FM и “Голос Столицы”), локальные информационные интернет-ресурсы Korrespondent.net, Football.ua, Vgorode.ua, интернет-порталы Bigmir.net и I.ua, Dengi.ua, Gloss.ua, Segodnya.ua, iSport.ua, KP.ua, AiF.ua, Novynar.com.ua, Ricardo.com.ua, Tv.ua и Vgorode.ua. Кроме того, в группу входит телеканал “Меню ТВ”. В российский издательский портфель холдинга входят шесть журналов – “Теленеделя”, “Футбол”, “Истории из жизни”, “Успехи и поражения”, “Истории про любовь” и “Линия судьбы”, а также издательский дом “Популярная пресса”.
За последние пять дней было высказано много причинно-следственных предположений, почему купили и почему продали УМХ. Громче всего говорили о политических мотивах, связанных с потенциальной возможностью редакционного контроля над рядом СМИ накануне следующих выборов. Также неоднократно упоминалось о том, что издания УМХ за последнее время опубликовали ряд острых статей о Сергее Курченко.
В Facebook и прочих социалках можно наблюдать реакцию сотрудников редакций УМХ в диапазоне от “какая-то непонятная фигня происходит, поживем – разберемся” до “пи%:ц, всё пропало”. Успели высказаться и рядовые сотрудники, и главреды. В сообщениях, где помимо эмоций была и конкретика, превалировала мысль о том, что теперь свободе слова наступят на горло, и при новом владельце СМИ УМХ не смогут работать как раньше. Например, более импульсивный главред Forbes Украина Владимир Федорин заявил, что не будет дожидаться окончания своего контракта 1 декабря 2013 г., и покинет журнал 1 октября. Сегодня последовало более взвешенное заявление главреда Корреспондента Виталия Сыча, в котором он обещает доработать как минимум до марта 2014 года.
Есть подозрение, что сейчас ряд редакций УМХ может мыслить следующим образом: “нам заткнут рот марте 2014 года, а пока ещё можем писать всё, что угодно, вот мы сейчас всю правду-матку и опубликуем”. Очень хочется, чтобы эта мысль не получила развитие, потому что тогда будем иметь положительную обратную связь. Если журналисты сегодня под видом борьбы за свободу слова возьмутся однобоко поливать грязью своего нового владельца и близкие к нему структуры, то пусть потом не удивляются, если их весной будут увольнять за профнепригодность. В то же время хочется надеяться, что у шефов Курченко будет более адекватное отношение к журналистике, чем у позапрошлого Президента Украины.
И еще два интересных для меня момента.
Первый – развитие интернет направления УМХ при новом владельце. К сожалению, мне пока не хватает вводных, чтобы выдвигать какие-то гипотезы, строить предположения. Хочется надеяться, что УМХ не схлопнется, и будет оставаться сильным локальным игроком.
Второй – пиарщикам на заметку. В декабре 2012 года после покупки ФК «Металлист» фамилия Курченко впервые начала активно упоминаться в СМИ, и стала узнаваемой простыми гражданами. До этого о существовании вышеупомянутого господина знали лишь его бизнес-партнеры, отдельные журналисты; также представители бизнес-авиации, услугами которой он активно пользовался.
Поскольку Курченко был персоной не публичной, первые пару дней после приобретения ФК пресса даже не могла найти его нормальное фото. Да и комментарии в прессе от 27-летнего миллионера появлялись не часто. Затем последовал ряд “разоблачающих” публикаций в СМИ, которые “объясняли”, откуда взялись деньги на бизнес, покупку «Металлиста» и пр. Буквально за несколько месяцев изначально нулевую репутацию Курченко журналисты изрядно потрепали.
Затем в команде Курченко появился кто-то, сумевший объяснить важность работы со СМИ. Возможно, именно в это время и пришла идея покупки УМХ. Хотя в данном случае речь не об УМХ, а о выстаивании информационного поля. Ранее абсолютно не публичная группа компаний ВЕТЭК 29 марта 2013 года на своём сайте публикуется первый пресс-релиз. Затем они появляются уже достаточно регулярно. PR-cпециалистам будет интересно ознакомиться со стилистикой и форматом подачи, один из типовых примеров выглядит так:
“Группа компаний ВЕТЭК официально заявляет о покупке Сергеем Курченко «Украинского медиа холдинга».”
Почему-то создается стойкое ощущение, что задача пресс-центра – промо персонального бренда Сергея Курченко, а не ГК ВЕТЭК. Отдельно стоит обратить внимание на большое количество интервью и комментариев в СМИ, которые дал Курченко в мае, а также устроенную им встречу с журналистами в своём офисе. В целом работают системно и грамотно, хоть и поздно начали. Осталось только поиск по картинкам подчистить, чтобы такого не было: