УФМД 2011 прошел под девизом “герои маркетинга вернулись”. Мероприятие посетило более 300 участников. Идя навстречу пожеланиям участников, в этом году организаторы форума сделали еще больший акцент на практической стороне реализации маркетинговых идей.
Основная программа Украинского форума маркетинг-директоров была разделена на и шесть секций, посвященных управлению маркетингом, маркетинговым коммуникациям, успешным маркетинговым и продуктовым стратегиям, ключевым компетенциям маркетолога, спортивному и интернет-маркетингу.
Наибольший интерес аудитории вызвали презентации с конкретными примерами реализации цифровых кампаний и эффективной работы с социальными сетями. В частности, я рассказывал о правильном использовании баннерной рекламы. В целом “об интернетах” говорила примерно половина докладчиков, треть выступлений была посвящена исключительно этому направлению. «Главная тенденция сегодняшнего дня – деньги перетекают от купленных медиа в заработанные, – заявил Сергей Фененко, директор Novocortex (Амстердам, Нидерланды). – В Голландии уже 58 % компаний так или иначе представлены в социальных медиа. Но при этом маркетингового здравомыслия никто не отменял: в Сеть нужно идти, только если у вас есть что предложить и вы знаете, что собираетесь там делать».
Интересные мастер-классы провели Ли Ньюман, профессор испанской бизнес-школы IE («Поведенческое принятие решений. Предсказуемо предвзяты – и мы даже не догадываемся об этом»), Евген Пенцак, профессор украинской бизнес-школы kmbs («Развитие креативности в бизнесе. Комплекс упражнений, стимулирующих нестандартное мышление») и Давид Лоттенбах, партнер консалтинговой компании ICME International AG («Комьюнити-ориентированный маркетинг, интегрированный в бизнес-модель компании»).
Одной из наиболее ярких стала дискуссия о проявлении потребителями статуса и показному потреблению как движущей силе маркетинга. «При том, что люди стали потреблять меньше за большие деньги, для украинцев статус по-прежнему имеет доминирующее значение, и тренд последних лет – растущий индивидуализм», – уверен Андрей Федоров, владелец маркетингового агентства fedoriv.com.
Организаторы выбрали этот мотиватор для обсуждения на круглом столе, спикеры рассказали о способах его использования. Но при этом у слушателей в зале возникло ложное впечатление, что других мотиваторов эксперты не знают (или не рекомендуют их). Хотя спикеры просто говорили на заданную тему. Я в шутливой форме задал вопрос, не похудели ли украинцы за последний год, но моредатор не воспринял его серьезно. Имелась ввиду смена других потребительских предпочтений. 3-5 лет назад сильным мотиватором была национальная самоидентификация украинцев. Компании, которые знали об этом, активно использовали эти мотивы в своей рекламе (Оболонь, Coca-Cola и пр.). Сейчас же наши сограждане сместили своё внимание в строну здорового образа жизни. Есть два подвектора – спорт и питание. Украинцы начали активнее посещать фитнес-клубы, а также читать состав потребляемых продуктов (ГМО, Еххх, и т.д.). Вспомните также о росте популярности телепередач, которые рассказывают о качестве и составе различных товаров.
«Компании отходят от кризиса, работают не покладая рук, чтобы добиться успеха, и пытаются не наступать на те же грабли, – говорит продюсер форума Ирина Капуста. – Мы задумали Украинский форум маркетинг-директоров как площадку, которая собирает ведущих маркетологов для общения и обмена опытом, поиска свежих идей и решений. Мы рады, что каждый участник находит на форуме что-то свое, и именно с этим связан успех мероприятия».
P.S. Согласно исследованию «GfK Украина», проведенному по заказу оргкомитета форума среди маркетинговых специалистов, отделы маркетинга на предприятиях набирают вес и получают больший простор для деятельности: почти половина респондентов отметила рост маркетинговых бюджетов в своих компаниях в 2011 году по сравнению с предыдущим.