2008 год был почти удачным для уанета: до сентября все быстро наращивали объемы, увеличивали мышечную массу и строили долгосрочные планы. Потом начался кризис и пришлось пересмотреть стратегии.
Не смотря на кризис рынок покажет плановые объемы, пересчитанные в гривне по курсу на начало года. Произошло это во многом благодраря компаниям, которые доработали годовые бюджеты не смотря на ситуацию в последнем квартале.
Основные тренды 2008 года:
- В уанете продолжается интервенция иностранных игроков: речь идет не только о новых игроках, но и об активности старых.
- Приход новых рекламодателей в интернет, увеличение бюджетов.
- Стоимость доступа к интернету снизилась до европейских цен: как следствие – бОльшая активность пользователей и рост их количества.
События на рынке:
- Переход на “динамику” в медийке большинством крупных игроков, которые не сделали этого раньше.
- Переход на прайсы в гривне: часть игроков это сделала до кризиса, часть – во время.
- Следуюещее выходит из предыдущего: участники рынка показали, что готовы договариваться между собой и с клиентами, что является свидетельством определенного уровня зрелости отрасли.
- Выход на украинский рынок российских социальных сетей с дешевой (CPM) рекламой.
- Появление/укрепление коммерческих баннерных сетей и сейлс-хаусов.
- Появился официальный “исследователь” уанета, уже оглашены первые результаты.
- Увеличилось количество отраслевых мероприятий.
Прогноз на 2009 год:
По оценкам агентсва Cortex в 2009 году в Украине интернет будет единственным медиа, рекламные бюджеты которого увеличатся относительно 2008 года. ВРК говорит, что вырастут интернет и директ-мейл. Прогноз роста интернет-бюджетов планируется на уровне 20% с объемом 120 млн. грн. Все остальные (ТВ, радио, наружка, пресса, BTL) потеряют от 10 до 30%.
Кстати, сами игроки рынка дают разные оценки развития событий. Например, Алексей Чуксин (МЕТА) на круглом столе, посвященном кризису, предположил, что в зависимости от внешних факторов 2009 год отрасль может закончить с показателями от -30% до +30%.
Я более оптимистичен, и думаю, что интернет добавит 30-40% к 2008 году.
Что делать рынку в сложившейся ситуации? Нужно будет вести диалог с рекламодателем, еще раз объяснять об особенностях интернет-рекламы, делать упор на прозрачность оценки эффективности, мультимедийность и гиперактивность, возможности кросс-медийных коммуникаций. Вроде бы ничего нового, но придется говорить другими словами. Мы готовим аналитические решения, которые по нашим прогнозам будут пользоваться спросом в следующем году.
Очевидно, что в первом полугодии снизится средний CPM, но при этом увеличится охват аудитории кампаний. Произойдет это в основном благодаря размещению рекламы в социальных сетях и почтовых сервисах, которые дают дешевый контакт.
23 Comments
Мнения очень разные. Волож, например, предсказывает падение.
Волож о России говорит, а я об Украине.
-30% до +30% – так и школьник сказать может… 🙂
А Вам Евгений верю, только аргументы не очевидны в прямом и переносных смыслах. 🙂
Евгений, как Вы считаете, увеличится ли в 2009 году количество рекламы в блогах? Ведь она значительно дешевле размещения на сайтах, и эффект от нее не такой уж плохой.
Конечно увеличится. В этом году блоги в Украине “попробовало” несколько крупных рекламодателей, и вроде бы как все довольны. Но кроме платных постов и сидинга все остальные виды размещения считаются в другие бюджеты (баннера, контекст, ссылки). Поэтому в чистом виде (по биллингам) блоги не вырастут на столько, сколько они заработают реально.
Но блоги все равно будут где-то в самом низу общих бюджетов.
прошу прощения, а что такое сидинг?
Реклама в RSS-трансляциях наверное 😉 // это новый термин или я что-то пропустил?
Кстати, хотелось бы побольше подробностей об “интервенции иностранных игроков” – кто кого купил, за сколько, кто конкретно вышел и с какими проектами… Евгений, детали будут? 🙂
комментарии, поддержание дискуссии, “реклама в диалогах”
“Стоимость доступа к интернету снизилась до европейских цен” разве что в столице и больших городах. В провинции, с учетом зарплат, интернет по-прежнему не совсем доступен. В провинции такого нет. Также, цены на Интернет в провинции не соответствуют качеству этого интернета.
Провинция с учетом зарплат менее интересна среднестатистическому рекламодателю. Большинство из них выбирают некий порог вхождения в рынок: только миллионники, или 500К+, или 100К+, или общенациональное покрытие. Если считать от 100К+, то там с охватом все сносно, хотя ТВ пока никто не перебьет. Но если сравнивать интернет и региональную прессу, то пресса курит в сторонке.
Совершенно верно. И что с этим делать никто не знает. Что удивительно, большие провайдеры изучая местные рынки понимают, что они совершенно беспомощны и не готовы на инвестиции, которые могли бы изменить ситуацию. Но, там целый ворох нюансов. Не буду о наболевшем… Это отдельная большая тема.
что такое “местные рынки”?
Региональные, провинциальные… как угодно. Собственно я в предыдущем комментарии акцентировал внимание, что это другая немного тема. Связь конечно очевидна, но рассуждать о рынке рекламы не рискну. Тут я читатель и полагаюсь на ваш опыт.
Я не знаю ситуацию по конкретным населенным пунктам, оперирую статистикой по областям. Активность регионов увеличивается.
Судя по предварительным данным опроса, большинство респондентов которого – сотрудники РА, то рынок интернет-рекламы в 2009 году вырастет на 10-30%.
Я же больше склоняюсь, как и Женя , к росту в 40% … думаю рынок дотянет до такого роста! Еще не малую роль сыграет политика конечно…
… время покажет …
Сережа, так политику обычно не считают в общий бюджет
Забыл же ссылку кинуть на данные опроса 🙂 – http://reklamonstr.com/archives/589
Забыл прошить ссылку на данные опроса – http://reklamonstr.com/archives/589
Мда. Прогнозе на 2009-год явно неутешительный. Но будем надеятся на лучшее.
Женя, а в цифрах итоги 2008 года можешь озвучить?
Like!! Thank you for publishing this awesome article.
Likely I am likely to save your blog post. 🙂
I believe you have noted some very interesting details, thankyou for the post. 🙂