2008 год был почти удачным для уанета: до сентября все быстро наращивали объемы, увеличивали мышечную массу и строили долгосрочные планы. Потом начался кризис и пришлось пересмотреть стратегии.
Не смотря на кризис рынок покажет плановые объемы, пересчитанные в гривне по курсу на начало года. Произошло это во многом благодраря компаниям, которые доработали годовые бюджеты не смотря на ситуацию в последнем квартале.
Основные тренды 2008 года:
- В уанете продолжается интервенция иностранных игроков: речь идет не только о новых игроках, но и об активности старых.
- Приход новых рекламодателей в интернет, увеличение бюджетов.
- Стоимость доступа к интернету снизилась до европейских цен: как следствие – бОльшая активность пользователей и рост их количества.
События на рынке:
- Переход на “динамику” в медийке большинством крупных игроков, которые не сделали этого раньше.
- Переход на прайсы в гривне: часть игроков это сделала до кризиса, часть – во время.
- Следуюещее выходит из предыдущего: участники рынка показали, что готовы договариваться между собой и с клиентами, что является свидетельством определенного уровня зрелости отрасли.
- Выход на украинский рынок российских социальных сетей с дешевой (CPM) рекламой.
- Появление/укрепление коммерческих баннерных сетей и сейлс-хаусов.
- Появился официальный “исследователь” уанета, уже оглашены первые результаты.
- Увеличилось количество отраслевых мероприятий.
Прогноз на 2009 год:
По оценкам агентсва Cortex в 2009 году в Украине интернет будет единственным медиа, рекламные бюджеты которого увеличатся относительно 2008 года. ВРК говорит, что вырастут интернет и директ-мейл. Прогноз роста интернет-бюджетов планируется на уровне 20% с объемом 120 млн. грн. Все остальные (ТВ, радио, наружка, пресса, BTL) потеряют от 10 до 30%.
Кстати, сами игроки рынка дают разные оценки развития событий. Например, Алексей Чуксин (МЕТА) на круглом столе, посвященном кризису, предположил, что в зависимости от внешних факторов 2009 год отрасль может закончить с показателями от -30% до +30%.
Я более оптимистичен, и думаю, что интернет добавит 30-40% к 2008 году.
Что делать рынку в сложившейся ситуации? Нужно будет вести диалог с рекламодателем, еще раз объяснять об особенностях интернет-рекламы, делать упор на прозрачность оценки эффективности, мультимедийность и гиперактивность, возможности кросс-медийных коммуникаций. Вроде бы ничего нового, но придется говорить другими словами. Мы готовим аналитические решения, которые по нашим прогнозам будут пользоваться спросом в следующем году.
Очевидно, что в первом полугодии снизится средний CPM, но при этом увеличится охват аудитории кампаний. Произойдет это в основном благодаря размещению рекламы в социальных сетях и почтовых сервисах, которые дают дешевый контакт.