11 сентября в Киеве открылась 11 международная выставка рекламы, маркетинга и масс-медиа «REX 2007». Последние несколько лет скептики пророчат динозавру вымирание, но REX чувствует себя прекрасно и на покой не собирается. В этом году выставка больше и богаче, чем в предыдущем. Желающих поучаствовать было столько, что организаторам пришлось помимо первого павильона отдавать под экспозиционные площади завершенную часть недостроенного третьего корпуса. Экспозиция традиционно представлена сувениркой, рекламной полиграфией и оборудованием, остальные компании занимают лишь малую часть. Поскольку эти направления в рекламе меня волнуют мало и редко, то детально экспонаты я не изучал и рассказывать о них не буду.
Меня порадовала разговорная часть, проходящая в конференц-залах. Программа насыщенная и достаточно интересная. Я присутствовал на двух мероприятиях.
Круглый стол «Интернет и печатные СМИ: дружба дружбой, а деньги врозь» («Война за умы ради денег») получился сладким до приторности. Судя по словам участников, пресса и интернет – это вообще лучшие друзья, которые жить один без другого не могут, аудиторию и бюджеты не делят. И я тоже такое говорил. Да просто потому, что уанет отстает от США и Англии лет на 5. Поэтому интернет в Украине не будет серьезной угрозой для бумажных изданий еще года 3-4. Я о деньгах. Сравните данные за 2006 год: 6 млн. против 176,8 млн. А за эти 3-4 года даже самые ленивые представители прессы успеют запустить интернет-версии, чтобы диверсифицировать риски и прибыли.
Саша Тисменецкий озвучил интересные цифры: если принять доход от продажи рекламы в печатном «Корреспонденте» за 100%, то доход одноименного сайта будет равен 45% от этой суммы. Чужие деньги считать не буду, меня интересует другой момент. Тираж еженедельного журнала – 50 тыс., и эти 50 тыс. контактов рекламодатели покупают в два раза охотней, чем 319 тыс. уников недельной аудитории сайта (я пересчитал только украинских, вообще – 456 тыс.). При этом стоимость контакта в интернете намного ниже.
Частично это объяснили низким уровнем доверия к интернет-рекламе со стороны аудитории. Неоднократно была озвучена мысль о том, что интернет лучше использовать в миксе с другими медиа. В случае, если рекламируется онлайн-продукт, количество переходов не увеличится, но изменится отношение к вашему бренду (Rozetka.ua, Domik.net, Liga.net и др.). Если продвигаем товар, продающийся в офлайне, можем увидеть разницу в CTR (это касается в большей степени медийки, и в меньшей – контекста). В частности, пользователь кликает на баннера на 60% чаще, если товары ему знакомы или он видел их рекламу в офлайне. Кстати, для офлайна это работает уже следующим образом: рекламные блоки известных компаний привлекают на 60% больше внимания, чем неизвестных.
В проблемы прессы не вникали, а по поводу интернета были озвучены традиционные претензии лентяев: никто не меряет, нет соцдема, не понятна эффективность и т.д. По пунктам. Сейчас только ленивый не меряет интернет. TNS, GFK, Inmind, Gemius суммарно дают такое количество данных, из которых можно получить практически любую статистику. Если кто-то не знает о существовании каких-то данных, то не надо говорить, что их не существует, скажите «я не знаю». Получается, что в чьей-то Украине не проводят исследования, а в моей проводят.
Мне не понятна позиция Бигмира и Укр.нета, которые говорят: «никто не меряет соцдем», при этом умалчивают, что они не хотят обсчитываться Gemius’ом. Представители вышеуказанных компаний поулыбались, но на мою реплику не ответили.
По поводу непонятной эффективности в интернете – даже начинать не хочется, уже 100 раз объясняли. Пусть мне кто-то для разнообразия лучше расскажет, как он на практике определяет эффективность каждой рекламной площадки в случае размещения рекламы сразу в 10 различных печатных изданиях.
На единственного рекламодателя («Нико-Украина») за круглым столом слегка набросились (с вопросами), но отвечать он на них не хотел. По другому не могу оценить его реакцию.
О чем не говорили, ибо и так всем понятно: пресса – это текст и картинка, интернет – десятки способов подачи информации и последующей реакции на нее (мультимедийность, гиперактивность, обратная связь). Поэтому приведенная аналогия кино и театра сработает на все 100% – через 15-20 лет газета станет товаром, интересным не многим, но у нее будет свой культ.
Из недостатков круглого стола: не было драки. Подразумевался один конфликтный вопрос, но все дружно ответили, что никакого конфликта нет. Других провокаций заготовлено не было. Второй минус – залу не дали поговорить ни во время реплик, ни после них. Думаю, 2-3 вопроса, заданные своими людьми, сидящими в зале, подтолкнули бы остальных к активности. Было бы весело.
Но в целом качественно и полезно.
Еще я посетил Ток-шоу «PRoблемные воPRосы украинского PR-рынка». Зашел я в тот момент, когда народ начал обсуждать пункт «Платные статьи: реклама или инструмент PR?» . Можно ли размещать новости за деньги? Если да, то с пометкой «реклама» или без? Говорили правильно, но было много воды, очень медленно приходили к выводам. Еще момент: не учитывали частные случаи, особенности некоторых бизнесов, про специфику интернет-PR вообще не заикнулись. Например: я согласен, что за размещение новостей платить нельзя. UaMaster никогда не размещал и не будет размещать свои пресс-релизы за деньги.
Но №1 (интернетно-особенное). Есть пресс-релиз (качественный), который не хотят публиковать бесплатно. Размещение материала на пяти топовых новостных сайтах за деньги даст еще 10-20 републикаций на сайтах средней величины. После третьего репоста сайты средней величины будут публиковать ваши пресс-релизы сами и бесплатно (на статистику смотрите с поправкой на ветер).
Но №2 (бизнесово-особенное). Для некоторых видов бизнеса текст является лучшим способом подачи рекламы (когда суть вопроса в двух словах не объяснишь). Речь идет не о новости/пресс-релизе, а именно о рекламе в текстовой форме. А поскольку сайты продают много места для рекламного текста только как «размещение новости», то выбора особого нет. Есть у нас один клиент, для которого мы перепробовали все: баннера, контекст, подписи в письмах и пр. Но работает только размещение новостей на платной основе. И даже с пометкой «на правах рекламы» эти тексты работают на порядок лучше, чем все остальное.
Дальше перешли к вопросу «PR-специалисты: Кто? Где? Почем?». Модератор показал слайды, на которых было подсчитано сколько-то тысяч пиарщиков в Украине на предприятиях. Была названа цифра в 85 PR-агентств. На сегодняшний день 6 ВУЗов готовят «типа пиарщиков», а «настоящих» начали готовить только в этом году в кол-ве 50 человек в одном ВУЗе.
Обсуждали уровень подготовки студентов, признали его недостаточным. Я даже могу рассказать почему. В нормальных ВУЗах специальность «пиарщик» отсутствует, ближайшая – маркетолог или рекламист. Предмет «связи с общественностью» читается 1 семестр, является обязательным у маркетологов. А у рекламистов идет как факультатив на выбор вместе с чем-то еще, например «Основы фирменного стиля». И как вы хотите получить специалиста после одного семестра?
Вывод участников: студент должен прочитать много правильных книжек, начать работу с самой нижней ступеньки, и через сколько-то времени (мнения разделились) станет специалистом. Да кто ж спорит…
Поразила закрытость пиарщиков. Люди в статусе директоров агентств тактично отказывались говорить тупо съезжали с вопроса о з/п в их компаниях и в среднем на рынке. Играли в Морозко: «все зависит от квалификации, если человек ничего не умеет, он будет получать мало, а если он профессионал, то это совсем другое дело – у него будет большая зарплата». Несомненно, это была новая и неожиданная информация для всех присутствующих. Все они думали, что в PR-компаниях все наоборот: топ-менеджеры получают по 200 баксов, а секретари по 1500 зелени. Дамы-господа, что ж вам мешало назвать цифры, которые фигурируют на джоб-сайтах в качестве средних по рынку? Наверное, это профессиональная болезнь такая: когда не хочется отвечать, нужно что-то такое длинное и запутанное сказать, вместо «мы публично не разглашаем размеры з/п наших сотрудников».
На финансовом вопросе это было видно лучше всего, но и на профессиональных вопросах я фиксировал ситуации, когда спикеры уходили от ответа, не раскрывая присутствующим свои технологии. Хотя надо признать, что на некоторые вопросы были даны исчерпывающие ответы, из которых можно было вынести много полезной информации.
Жалею, что не попал на дневные доклады пиарщиков, которые пересекались по времени с круглым столом – там были очень интересные для меня темы.
MMR и Рекламастер, обещавшие оперативно освещать происходящее на REX, пока ничего не написали, кроме обзорных статей об открытии выставки. Так что вы читаете первый текст с описанием событий первого дня. Разорваться на 4 зала я не смог, поэтому отчет по сувенирке и наружке ищите на других сайтах.
«День Google» перенесли на пятницу, и я не смогу там присутствовать. Кстати, интересно как разделится аудитория, ведь одновременно будет проходит конференция «Интернет-бизнес».
И коротко о последних событиях на рынке.
Топ-тема недели – ребренднинг виртуального оператора DJUICE. “Новый логотип DJUICE символизирует собой своеобразный магнит, который притягивает к себе и аккумулирует все наиболее интересное, актуальное и самое современное из того, чем живет сегодня молодежь”, – сообщает компания Київстар.
Жж-юзер zmeuka здорово подметил: «Порадовал молодёжный мобильный бренд DJuice – они решили идти в ногу со временем, и меняют старый дизайн “тихие псилоцибиновые грибы” на новый – “резкая крутая кислота”. Если вы зайдёте на обновлённый сайт http://djuice.com.ua, вы сразу поймёте, что кислота намного забористее грибочков. Возможно, это именно LSD и есть, но утверждать не берусь – я не дизайнер, поэтому не специалист в этом деле.»
Единственный явный плюс ребрендинга для всех нас: приезд The Chemical brothers в Киев на всеукраинский фестиваль DJUICE MUSIC DRIVE.
Спортсменка, комсомолка и просто красавица Елена Дружинина, до недавнего времени занимавшая пост заместителя главного редактора Marketing Media Revew, перешла в Reklamaster.com & Advertising.ua. Что она там будет делать – пока не говорят, но сообщают, что на Елену возлагают большие надежды.
Просто веселая новость: Сайт Партии регионов исключён из рейтинга bigmir)net
за участие в клик-клубе.
Upd. Рекламастер таки отписался про Круглый стол.