Официальная точка зрения UaMaster о тенденциях рынка баннерной рекламы была изложена Дмитрием Булахом в интервью AIN и продублирована на сайте агентства.
Мне же хочется как частному лицу поразмышлять о том, что ждет продавцов и покупателей медийки в 2012 г. Исходя из конъюнктуры, у интернет-агентств есть пять возможных векторов движения на медийном рынке.
- Объем и скидки. Крупнейшие агентства, входящие в холдинги, идут по этому пути не первый год. Ключевое преимущество: возможность получать бОльшие скидки за счет объема размещений, а также выкручивать руки слабохарактерным площадкам под адские условия. Уменьшение количества продавцов будет подталкивать крупные агентства зациклиться на закупке инвентаря только через сейлз-хаусы. Рекламодатели имеют шансы увидеть еще более скучные медиапланы, чем ранее.
- Отказ от медийки. В первую очередь это касается тех, кто вообще не начинал, или продавал очень мало баннерки. У этих агентств нет умений, нет скидок. Вторая группа участников – имели в прошлом году значимые объемы, но им выгоднее эти функции переложить на кого-то другого (Meta ADD / Admixer; GroupM / ОК Internet).
- Накрутки. Медленный путь к предыдущему пункту. Как и другие способы обмана, лишь увеличивает время до смерти, если не спрыгнуть с этой иглы. В 2011 году было несколько крупных случаев, когда клиенты ловили свои агентства на “нарисованных” отчетах, покупке ботов/порно-трафика и прочих манипуляциях. Счастье медийщиков в том, что до Adme, AIN и других отраслевых сайтов информация не дошла. А денег в медийке было зарыто гораздо больше, чем на покупке бот-лайков. Если ситуация повторится и будет иметь резонанс, к концу 2012 года не досчитаемся еще пару-тройку интернет-агентств.
- Медиапланирование. Им у нас в интернете традиционно не занимаются. Клиенты не понимают ничего в планировании, и не хотят понимать – им только скидки давай. Агентствам проблемно найти хороших специалистов, т.к. их почти нет на рынке. Вот и получается как у Ленина: “верхи не могут, низы не хотят”. Понятно, что есть исключения, которые лишь подтверждают правило: настоящее медиапланирование остается нишевым продуктом, востребованным лишь малой частью рекламодателей. Бутиковое решение для думающих.
- Креатив. Здесь история несколько отличается от планирования. На словах спрос со стороны рекламодателей есть почти всегда. Но платить адекватные деньги за идею и продакшн готовы лишь немногие. Понимают ценность и цену креатива, как правило, только очень крупные или очень опытные рекламодатели. В то же время их антиподы просят нарисовать два, а лучше три разных баннера за 500 грн. Что из этого получается, вы можете видеть на украинских сайтах.
Крупные рекламодатели будут иметь большие скидки, плохие медиапланы и красивые баннера. У них есть есть большая вероятность получить положительный эффект от использования баннерной рекламы. Средний и малый бизнес ограничатся посредственными скидками, плохими медиапланами и некрасивыми баннерами. Шансов остаться в плюсе при таких раскладах не много.