Экономический кризис отрицательно сказался на всех секторах экономики, однако касательно украинского сегмента Интернет эксперты озвучивают различные оценки. Вместе с тем, основным двигателем развития рынка остается реклама, и здесь возможны изменения в связи с грядущими выборами. В рамках «Дней интернет-рекламы» на выставке REX-2009 состоялся круглый стол, посвященный актуальным вопросам отрасли.
Интернет-рынок не пострадал… почти
По мнению представителя компании Google в Украине Дмитрия Шоломко, на рынке Интернет в Украине нет кризиса. В январе-феврале ощущался спад, но затем все стало на круги своя.
В свою очередь директор рекламного агентства UaMaster Евгений Шевченко видит рост рекламного рынка в Сети в 2009 г. на 25-30% в гривневом эквиваленте.
Однако директор по маркетингу Meta Алексей Чуксин отметил, что рекламные бюджеты компаний сократились. Если в прошлом году основными рекламодателями в Интернет были банки и компании, продающие автомобили, то в этом году данные структуры значительно снизили свои рекламные бюджеты.
«Если политики придут в Интернет, то медийная реклама не просядет, а даже покажет рост в гривне», – считает Чуксин.
Смотря как «зайдут» политики
Политики ощутили на себе силу Интернета еще в 2004 г. и начинают активно пользоваться этим инструментом. Одним из таких примеров является тот факт, что политические силы набирают себе в штабы специальные команды «комментаторов», которые пытаются повысить популярность той или иной политической силы на форумах, тематических порталах и т.п.
Однако открытым остается вопрос, насколько активно в предвыборной гонке будет использоваться интернет-реклама?
«С точки зрения развития, цена на медийную рекламу очень сильно зависит от того, как политики зашли (на рекламный рынок. – АИН). А оценить, как они войдут, очень тяжело, потому что штабы еще сами не знают, какие деньги будут выделены на рекламу в Интернет, – говорит один из создателей Украинской баннерной сети Алексей Мась. – Дело в том, что когда политики входят, они поднимают цены на медийных площадках чуть ли не в два раза».
Вместе с тем он отметил, что выборы финансируются представителями бизнеса, а количество денег у бизнеса уменьшилось.
В свою очередь руководитель «Яндекс.Украина» Сергей Петренко считает, что даже если политические силы разместят часть своих бюджетов в Интернете, это будут «разовые вливания», которые не приведут к сильным изменениям на рынке.
«Даже если они все пойдут и разместятся, опыт парламентских выборов 2006 г. показал, что эти деньги разовые, и предыдущие вливания никаких системных изменений в интернет-рекламе не вызвали», – отметил он.
Кроме того, Петренко добавил, что, согласно закону о выборах, кандидаты имеют право оплачивать рекламу только из предвыборного фонда. А это условие не выполняется.
«Яндекс принимает политическую рекламу только по закону о выборах. Есть закон, он плохо выписан в отношении рекламы в Интернете, но, тем не менее, там есть одно требование – реклама должна оплачиваться из предвыборного фонда. Вот это единственное требование, на нем срубается 99,9% политиков – если им предъявить такое требование», – подчеркнул Петренко.
Крылья, ноги… Главное – единомыслие!
Вспоминая свой прошлый опыт работы в политической рекламе, Дмитрий Шоломко отметил, что на рекламу политики выделяют действительно «дурные» деньги. Однако система построена таким образом, что на этих деньгах хорошо зарабатывают те люди, которые участвуют в продвижении той или иной политической силы.
«Любые выборы – это грандиозный раздел денег. Все люди, находящиеся в цепочке, очень хорошо зарабатывают, а для студентов и малоимущих людей это чуть ли не единственный способ что-то заработать существенное», – вспоминает Шоломко.
Таким образом, насколько существенными на сегодня будут вливания в интернет-рекламу денег политиков, сказать никто не может.
По мнению Сергея Петренко, игрокам интернет-рынка вместо того, чтобы ждать денег политиков, стоит обратить внимание на более насущные проблемы.
«Я бы предложил не закладываться на эти деньги. Гораздо больше пользы было бы, если бы все площадки собрались и договорились о вменяемой ценовой политике. О том, что не будут скидки в размере 75%, чтобы все было прозрачно. Вот тогда площадки будут получать достойные деньги за свою рекламу и агентства получат новые стимулы», – подчеркнул он.