Линчевание айтишных пиарщиков

Поисковые системы уже давно стали основным навигационным инструментом для интернет-пользователей.  Онлайн-бизнес  использует поисковики в собственных целях, размещая на них контекстную рекламу и  продвигая сайты при помощи SEO. Не так давно до украинцев дошло понимание, что результаты выдачи поисковиков – это еще и вопрос репутации.
Наверное, все читатели этого блога хотя бы однажды вводили поисковую строку свои фамилию и имя. Некоторые – название компании, которую они представляют или обслуживают. Что вы видели в первых 10 результатах поиска?

Теперь представьте, что такой запрос делал ваш потенциальный партнер, клиент, HR и т.д.  Ваша задача – показать ему ссылки на страницы с положительными результатами. Однако выдача поисковиков не всегда радует глаз.

Чтобы не пугать вас абстрактными страшилками, приведу несколько примеров, когда результаты выдачи поисковиков портят жизнь людям или компаниям. Например, по запросу «фамилия+имя» одного из депутатов Украины выдается на первой странице новость о том, что он приказал охраннику избить сотрудника ГАИ. В тексте новости обрисован весьма нелицеприятный портрет депутата.
История вторая: один украинский банк перед продажей иностранному инвестору столкнулся с тем, что по его названию на английском Google в Тор-10 выдает статью о тесном сотрудничестве с криминальными структурами.

Весьма известная ситуация: один из украинских водочных брендов  в конце 2007 года получил в выдаче по своему запросу кучу линков на блоги и новостные сайты с нелицеприятными отзывами о себе.

Одно украинское PR-агентство получило «на орехи» в этом блоге. Переходы по их названию я вижу практически каждый день, и думаю, что клиентов им мой текст не добавит.

Чтобы такого не произошло, нужно постоянно держать руку на пульсе и мониторить SERP (SearchEngine Result Pages). А управлять выдачей поисковиков (о чудо!) – вполне реально. О том, как поднять в выдаче хорошие ссылки, достаточно подробно написал Юрий Аксенов.

Казалось бы все достаточно просто: нужно лишь активно работать с интернет-ресурсами, размещая положительные материалы о себе и поддерживая их ссылками. Но на деле все обстоит несколько хуже.

Например, мы на ITUA.info предлагаем  представителям всех популярных IT-брендов принять участие в интервью, вопросы для которого задают не журналисты, а читатели сайта (их существующие и потенциальные клиенты). Казалось бы, можно убить сразу двух зайцев: получить двустороннюю связь с целевой аудиторией, обрабатывая информационные запросы и отвечая на них; а также практически гарантированно получить на себя линк в топ-10 поисковиков. Но пеарщеги игнорируют такую замечательную, и, замечу, бесплатную возможность показать открытость компании и увеличить свою цитируемость (во всех отношениях).

Если честно, я очень удивлен «активностью» айтишных пеарщегов. За все время мы разослали около ста приглашений на «Интервью». Рассылка была более чем целевой, не спам. Отсылали мы тем людям, кто в пиар-агентствах и компаниях, казалось, должен быть заинтересован в публичности – это те люди, которые присылают нам пресс-релизы.

Результаты оказались ужасающими: чуть более десятка компаний решились на общение со своей целевой аудиторией. Если считать выборку репрезентативной, то лишь 10% украинских ИТ-компаний можно назвать открытыми для такого рода коммуникаций. После такого мне как-то смешно рассуждать о вебдванольности, активности в блогосфере и других, более сложных инструментах.

 Я понимаю, что прямое общение с ЦА более ответственно, но и результат может быть намного эффективней.  Компании получают двустороннюю связь с целевой аудиторией, обрабатывая их информационные запросы и отвечают на них. В отличие от классических интервью с журналистами, наш формат является более динамичным и острым: посетители сайта могут самостоятельно задавать любые интересующие их вопросы. Например, у генерального директора «Украинские радиосистемы» (ТМ Beeline) Сергея Миронова спросили: «Качество связи в Киеве, мягко говоря, плохое. В обед и вечером связи почти нет! Постоянные обрывы, сеть занята, номер не существует. Сколько это будет продолжаться?». Как вы понимаете, такой вопрос журналист никогда бы не задал. Кстати, господин Миронов великолепно ответил на этот вопрос и продемонстрировал заботу об абонентах компании. А помимо всего прочего, еще и получил линк с Гугла.

Мораль истории очень проста: не смотря на то, что пиарщеги плачутся о сложностях бесплатного размещения в СМИ, они не всегда используют явные эффективные возможности для промо своей компании. Причины этого я искать не берусь, пусть они останутся на совести нерадивых пеарщегов. Для тех, кто не останавливается на рассылке пресс-релизов, а ищет все время новые возможности, они открываются сами.

P.S. Если вы работаете в IT-компании и хотите принять участие в «Интервью» на ITUA.info – отпишитесь плз в коментах, указав в соотвествующем поле ваш е-мейл. Представители редакции свяжутся с Вами для согласования деталей. И самое главное – это бесплатный сервис для компаний.