В 2006 году мой друг Стас написал маленький, но очень правильный текст о дружбе и товарно-денежных отношениях:
“Когда-то в детстве я считал, что если у друга моего что-то есть, то он мне может это по дружбе подарить. Ну, или, если мой друг торгует чем-то, то мне он должен сделать скидку. Или, например, если машину продает, то должен хорошо уступить. Почему-то так исторически сложилось.
Потом я подрос и понял: не должен мне друг ничего. Отношения абсолютно паритетные. Мы друзья. Это то же самое, если он попросит меня:
— Друг, я тут машину продаю. В магазине стоит тридцать штук, а ты по дружбе купи у меня за тридцать две.
Скажете, не одно и то же? В обоих случаях один из нас теряет бабки. Так почему не тот, кто покупает?”
[Источник]
Этот текст я вспоминаю каждый раз, когда кто-то просит сделать скидку “по дружбе”. Или не просит, а требует. Если ты друг, то пойми: я хочу заработать. Значит мне выгодней работать с обычным клиентом “с улицы”, чем с “другом”, выбивающим скидку. И в этот момент понимаю, почему некоторые компании отказываются работать с друзьями и родственниками сотрудников. Благо, большинство знакомых, обращающихся ко мне по рабочим вопросам, хочет хорошо, а не дешево. Но тем не менее прецеденты бывают.
Если продавец может дать дисконт, он его сам предложит. Спросить можно, выпрашивать не нужно.
Единственная обоснованная для бизнеса скидка друзьям – в размере стоимости привлечения одного нового клиента, т.к. не было расходов на маркетинг. Всё остальное – первый шаг к конфликту и/или обиде.
А вы работаете с друзьями и родственниками?