Гадание на кофейной гуще о будущем агентского бизнеса

Украина – один из лидеров мирового аутсорс-программирования. Десятки наших ИТ-компаний ведут проекты клиентов из США, Англии, Австралии, Канады и других стран. Работая «на Запад», компания обеспечивает себе более высокую доходность, а сотрудникам – зарплаты. Ведь ставка часа работы программиста на мировом рынке существенно выше, чем на внутреннем.

Ведущие ИТ-компании, работающие с украинскими клиентами, выставляют им такую же стоимость часа работы, как и для зарубежных. Требовательные к качеству заказчики соглашаются, а чувствительные к цене ищут варианты подешевле. Всегда ведь можно найти ИТ-компанию поменьше, фрилансеров или даже студентов.

 

По схожему сценарию развивается рынок digital-рекламы. 12 лет назад уже были первые украинские агентства, продающие услуги по интернет-продвижению клиентам из США и других стран. Также за это время многие компании успели поработать с Россией, дистанционно или открыв там представительства.

Последние 4 года все крупные независимые интернет-агентства начали активно работать с другими странами. Причины очевидны: емкость украинского digital-рынка гранична и растет очень медленно; у ведущих агентств есть экспертиза, которую в Европе, США и Азии можно продавать дороже, чем внутри страны.

Наиболее вероятный сценарий развития рынка ведет к тому, что за следующие два года услуги ведущих независимых интернет-агентств подорожают в 2-3 раза или более. Но большинство украинских рекламодателей этого даже не заметит. Почему так?

  1. Речь идет, условно, о десятке крупных независимых агентств, предлагающих эффективные кастомные решения в интернет-рекламе своим клиентам. Их услуги по цене сейчас доступны в Украине среднему и крупному бизнесу, а реальными клиентами уже являются или могут ими стать только 30-40% из них. Т.е. повышение цен «заденет» лишь несколько сотен компаний.
  1. В общем рекламном бюджете на интернет доля агентской комиссии составляет от 5% до 20%. Возьмем абстрактные 12% для примера.

Сегодня компания тратит 112 у.е. на интернет-рекламу, из которых 100 у.е. уходит на медийные размещения (контекст, баннеры, РРС в соц.сетях), а 12 у.е. – агентству. Если агентство будет брать за свои услуги в два раза больше денег, то общий бюджет вырастет до 124 у.е., т.е. всего на 10%. Это «надбавка» за экспертизу и возможность работать с лучшими на рынке специалистами, которые могут обеспечить максимальный результат.

 

И еще одна гипотеза. Агентства станут еще более взвешенно выбирать, с кем из потенциальных клиентов работать. На стороне украинских рекламодателей – отсутствие языковых проблем и комфортный часовой пояс. У зарубежных рекламодателей – сильнее маркетинг, высокая скорость принятия решений, выше степень доверия к экспертизе агентств.

А с философской точки зрения ничего не изменится: каждый рекламодатель будет работать с тем агентством, которое он «заслуживает» 🙂