Как меняется Digital рынок

20 лет назад, зимой, в 20-градусный мороз, я приставал к людям в Киеве на проспекте Победы. «Простите, у вас не найдется 20 минут, чтобы принять участие в маркетинговом исследовании… Нет, не на улице. В библиотеке, вот эта дверь… там тепло, и вам дадут горячий чай».

Это была моя вторая подработка «в маркетинге», я учился на втором курсе. После этого перешел в «офисный» режим, постепенно познакомился с digital маркетингом, дистрибуцией, продажами, рекламойпо всех офлайновых медиа, выставками и пр. Раз в год менял место работы. На пятом курсе стал маркетинг-директором софтверной компании.

15 лет назад появился UAMASTER, с тех пор я занимаюсь только диджиталом и коммуникациями. За это время произошло очень много изменений на рекламном рынке, и особенно – в цифровых коммуникациях. Начинаю цикл заметок об изменениях. И хоть хештег #15_лет_в_digital, но большая часть публикаций будет относиться к последним 5 годам.

Первое, и самое важное – изменилось отношение бизнеса к интернету и другим цифровым каналам. 15 лет назад интернет-аудитория была маленькой, а клиентов из онлайна получали только единицы. Все годы был быстрый рост, даже во время кризисов. Сейчас 22+ млн пользователей в Украине. А время, проводимое людьми в онлайне, обогнало ТВ + другие вместе взятые медиа , и сейчас на уровне 68%.

Как результат – компании ищут новых клиентов в интернете, ведь для большинства бизнесов это самый удобный способ достучаться до целевой аудитории.

Еще один вопрос для каждого бизнеса: какие Р маркетинга должен «закрывать» интернет?
Для кого-то это только коммуникация (Promotion), а в некоторых случаях еще и место (Place), и продукт. Речь не только о ecommerce и SaaS.

Например, банки позволяют создавать в мобильном приложении виртуальные карты, проводить по ним платежи в этом же приложении. Или чатбот магазина оптики, который позволит вам выбрать, «примерить» и оплатить солнцезащитные очки. Примеров много.

Вопрос о 4 Р маркетинга для конкруетного бизнеса в цифровом пространстве очень простой, некоторые забывают себе его задавать.

Вернемся к коммуникациям.

Интернет, в отличие от офлайновых медиа, – это двухсторонний канал.

У потребителя, и просто любого человека, есть право голоса, и он им активно пользуется. Он может прокомменировать вашу рекламу в фб или ютуб, написать отзыв на своей страничке в социальной сети или рассказать о пользовательском опыте под карточкой товара интернет-магазина. Отзывы – один из ключевых факторов, влияющих на покупку. 2/3 людей читают отзывы на этапе выбора продавца или товара, 80% людей доверяют им.

Работа с отзывами сегодня является частью стратегии для большинства системных бизнесов.

Об интерактивности и возможности получения статистики в режиме реального времени детально писать не буду, вы и так все знаете.
Самое вкусное для маркетинга в интернете – глубокая аналитика, автоматизация и персонализация. Об этом расскажу отдельно. Следите за хештегом #15_лет_в_digital

Ведро холодной воды напоследок. При всем своем великолепии Digital не является самодостаточным каналом коммуникации для большинства бизнесов. Вам нужно показывать рекламу и в офлайне. А для общего результата вам нужны хороший продукт, адекватный клиент-сервис и отлаженные продажи.