За последние полтора года наблюдал минимум пять похожих ситуаций на разных рынках, b2b и b2c.
Вводные очень похожи. Маленький рынок по количеству игроков, 2-7 всего или ключевых.
Начинается войнушка. Грязный PR. Инструментарий разный используют. В одном случае заказной негатив в СМИ. В другом – боты в комментариях и “единички” фейсбук-страницам. В третьем слухи запускают. И дальше по списку: где-то спам, где-то DDoS, где-то другие инструменты. А чаще всего – микс из перечисленного.
Чаще всего – это обоюдное поливание грязью конкурентов либо от первого лица, либо через прокладки и ботов. Иногда – трехстороннее швыряние фекалиями. И длительность в несколько месяцев.
Что в этой истории удивляет. Активные участники процесса действительно не понимают, что таким образом они гробят свои рынки?
Упрощу картину. Возле метро есть два киоска с пирожками. Киоски новенькие, продавцы опрятные, пирожки выглядят аппетитно. Подходит клиент к одному, знакомится с ассортиментом. Продавец из соседнего киоска начинает кричать:
– Эй, у них начинка протухшая, а пирожки грязными руками на витрину кладут.
Другой в ответ:
– Да у вас по пекарне вообще крысы бегают!
И такая перепалка на 15 минут.
Что сделает нормальный человек? Правильно, развернется и уйдет. Быстрее всего – перестанет вообще пирожки в киосках покупать.
И не важно о каком рынке мы говорим: пирожки возле метро или умные поводки для домашних слонов. В любом случае это проигрышный сценарий для участников, а быстрее всего – и для всего рынка.
P.S. Да, не ввязаться в срач и войнушки, когда тебя цепляет и провоцирует конкурент – очень тяжело. По себе знаю. Но так умнее.
P.P.S. Скоро пройдет Digital вторник, посвященный управлению репутацией и работе с негативом в онлайне. Спикеры не будут обсуждать выше озвученные ситуации, мы поговорим о других задачах PR и маркетинга. Посмотрите на спикеров и программу, будет интересно: http://digital.org.ua/pr-day/