У нас на рынке рыночке до сих пор неразбериха с некоторыми понятиями. Например, во всем мире диджитал-агентства – это компании, которые занимаются всеми видами цифровой рекламы (интернет, мобильная, маленькая часть аудитора). У нас же, с легкой руки Лазебника, есть своя классификация. Интернет-агентствами называют тех, кто занимается преимущественно медийкой в онлайне; а диджитал-агентствами называют SMM-агентства. Т.е. во всем мире понятие “диджитал” шире, чем интернет, а у нас – уже.
На этом парадоксы не заканчиваются.
Одна из самых загадочных должностей рынка: SMM-менеджер (или попросту – SMM-щик). В среднестатистической вакансии сейчас соседствуют требования по знанию фотошопа и иллюстратора с умением формировать стратегию бренда в социальных сетях. Вспоминается старая шутка “если бы водителей нанимали на работу как программистов“. От SMM-щика хотят, чтобы он умел всё.
Есть и другая крайность: делить это на несколько позиций: стратег, копирайтер, трафик-менеджер, контент-менеджер и пр. Такой путь допустим допустим для агентства. Обычный рекламодатель навряд ли захочет содержать большой штат для социалок и попробует найти кандидата, совмещающего все перечисленные навыки.
Я визуализировал базовые требования к такому соискателю, разделив их на несколько категорий. Красная линия – условная.
Разумеется, для каждой компании будут свои требования. Например, кто-то может отдельным пунктом вынести умение работы с графическими пакетами.
Беда в том, что большинство соискателей (из нашего опыта) навряд ли могут претендовать на должность SMM-менеджера. Максимум – на контент-менеджера. Ключевая проблема – отсутствие знаний и умений в ATL, BTL и PR (базовых и в разрезе социальных сетей). А без этого ни о каких стратегиях не может быть и речи.
Думаю, через год-два будет уже достаточно специалистов. А пока мы проходим бурный этап (само)обучения.
ОБНОВЛЕНО в декабре 2017. Текст “Кто такие SMM-щики” был написан в мае в 2012 года, его до сих пор читают люди, пришедшие из поисковых систем. А ситуация уже изменилась. Хотя хороших SMM-специалистов сейчас все равно чуть меньше, чем рынку надо. Поэтому я дописал еще немного текста, чтобы вы получили и актуальную информацию.
Итак, в сегодняшней ситуации SMM-специалист – это сотрудник, который отвечает за коммуникации в социальных сетях. По умолчанию подразумевается, что он “ведет странички” компании, и не размещает платную рекламу в этих же соц.сетях (это компетенция РРС-специалиста).
Жестокая реальность такова, что в некоторых компаниях один человек отвечает и за ведение страниц в соц.сетях, и за платную рекламу в том же Facebook, а еще за емейл-маркетинг и наполнение сайта. Не называйте его smm-щиком, пожалуйста. Это уже специалист по интернет-рекламе.
Вернемся к изначальному вопросу. Кто такие хорошие SMM-специалисты, и что они умеют?
- Могут разработать стратегию присутствия компании в социальных медиа. Где быть, кому говорить (ЦА), что говорить (смыслы), как говорить (тональность), показатели эффективности присутствия, активации, сценарии работы с отзывами и другие ключевые вопросы. Все это – отталкиваясь от маркетинговых целей и Customer Journey.
- Тактика. Контент-план. Копирайтинг.
- Акции и конкурсы. С хорошим вовлечением. С отсеканием призоловов.
- Поиск инсайтов по ЦА.
- Работа с лидерами мнений.
- Ответы на вопросы, отработка негатива. // для крупных компаний эта функция выносится в отдельный отдел.
- Работа с подчиненными и подрядчиками. Например, по фото-видео съемке. Коммуникация с дизайнерами.
- Работа с РРС-специалистом.
- Мониторинг конкурентов.
- Отчетность.
- Самообразование.
В зависимости от сложности задач и коммуникаций, время “на SMM” может уходить совсем по-разному:
- 2-3 часа в неделю у одного человека – ресторан
- SMM-отдел из 15 человек, где 2-3 занимаются смыслами, 2 – графикой, 10 – отвечают на вопросы клиентов в соц.сетях (аналог колцентра) – большой банк, авиакомпания и пр.
Почему вы не найдете очень крутого SMM-щика себе в штат?
1. Очень крутой SMM-щик захочет очень большую зарплату + очень интересные задачи. Вы Coca-Cola, Tesla или Starbucks? Если нет, ищите обычного smm-специалиста, не рассчитывайте на лучшего. Да он вам и не нужен.
2. Очень крутой SMM-щик через 2-3 года работы перестает быть SMM-щиком. Он становится специалистом по коммуникациям, стратегом, PR-специалистом или директором SMM-агентства. Но сам руками уже ничего не делает. Более того, многие SMM-щики меняют свой профиль через 1-2 года, еще не став очень крутыми. Они просто проходят курс по интернет-маркетингу и становятся специалистами по онлайн-рекламе широкого профиля.
Что же делать с подбором SMM-щика?
Три сценария на ваш выбор.
1. Ищите молодого, с горящими глазами и опытом 1-2 года. Вкладывайте время и деньги в его обучение. Давайте право на ошибку (но один раз).
2. Выберите из штата своего сотрудника, который горит продуктом и немного разбирается в соц.сетях. Предложите ему дополнительные деньги за ведение ваших страниц. Например, в некоторых ресторанах странички ведет официант, который умеет делать красивые фото и писать симпатичные тексты без ошибок. Но делает он это в отдельное время и за отдельные деньги.
Здесь опять-таки – время на обучение и право на ошибку.
3. Идите в агентство. Если у вас небольшой бизнес – ищите маленькое SMM-агентство. Вы работаете в крупной компании – идите в хорошее большое digital агентство. Это точно быстрее, чем искать себе сотрудника в штат, да и рисков меньше.
Что делать, если вы хотите стать SMM-щиком?
Сначала подумайте – оно вам точно надо? Прикольная модная работа на 2-3 года. Потом, быстрее всего, вы захотите расширить свои навыки или сменить специализацию.
Если все-таки решились, сначала прочтите максимум информации в интернете, пересмотрите видео на ютуб с различных конференций. Потренируйтесь на котиках. Если у вас есть друзья с небольшим бизнесом, предложите им помощь в ведении страниц за небольшие деньги. Через 3-6 месяцев есть смысл идти на платные курсы. Рекомендую выбирать по таким критериям:
1. В программе акцент должен быть сделан на смысловую составляющую коммуникаций (а не на форму)
2. Программа обучения – от 20 часов и более. Если меньше – это по верхам будет.
3. Выбирайте курсы с практикой на занятиях и домашними заданиями. Не жалейте себя. От этого вам больше пользы.
4. Преподаватели-практики с опытом ведения в соц.сетях бизнесов из разных отраслей.
5. Читайте отзывы.
Если у вас есть вопросы – задавайте их в комментариях.
P.S. У нас нет курса по SMM, зато есть отличные курсы “Интернет-маркетинг“, “Веб-аналитика” и “Контекстная реклама“.