Google: мы полностью пересмотрели алгоритмы поиска и сделали его персонализированным.
Яндекс: а у нас в почте новая тема с оленями.
Похоже, Яндекс всерьез решил взяться за увеличение своей аудитории в поиске. И что самое интересное, делать он это собирается за счет Google, и воевать будет на их территории.
Сначала давайте посмотрим на историю взаимоотношений этих поисковиков в Украине. Я взял данные из Gemius по доле генерируемых переходов за январь каждого года + крайние показатели + несколько последних месяцев.
Месяц | Яндекс | Комментарий | |
Январь 2007 | 50,05 | 24,21 | Точка отсчета по Gemius |
Июль 2007 | 53,9 | 19,86 | Минимальный показатель Яндекса за всё время |
Январь 2008 | 55,66 | 26,67 | |
Январь 2009 | 66,13 | 25,8 | Максимальная разница (40,33%) |
Апрель 2009 | 66,33 | 26,19 | Максимальное значение Google |
Январь 2010 | 61,51 | 33,8 | |
Январь 2011 | 58,97 | 38,82 | |
Ноябрь 2011 | 57,93 | 39,87 | |
Декабрь 2011 | 57,58 | 40,2 | |
Январь 2012 | 56,31 | 41,46 | Максимальное значение Яндекса, минимальная разница (14,85%) |
Февраль 2012 | 57,81 | 40,11 |
Как видите, январь дважды становился знаковым, в 2009 году показав самый большой разрыв между поисковиками (40,33%), а в 2012 – самый маленький (14,85%). Мой предыдущий прогноз быстрее всего не сбудется. При нынешней динамике Яндексу понадобится еще 2-3 года, чтобы превысить долю своего основного конкурента (в этом месте мы понимаем, что доля переходов из поисковиков в Gemius не равна доле пользователей, но пересечение аудиторий считать сейчас не будем).
Теперь давайте посмотрим на план будущих боевых действий. Три основных компонента успеха: качество поиска, дистрибуция и имидж. Разберем по пунктам.
Качество поиска у лидеров примерно одинаковое. Но у Яндекса пока есть одно существенное преимущество: локальная выдача для украинских областей и городов. Google до сих пор по запросу «доставка пиццы» показывает киевлянам, одесситам и львовянам одни и те же сайты. Поэтому пользователи, задающие геозависимые запросы, будут отдавать предпочтение российскому сервису. Понятно, что когда-то и Google выкатит локальную выдачу. Но когда?
Дистрибуция. Обе компании активно сотрудничают с разработчиками браузеров, предоставляя сборки или настройки со своим поиском по умолчанию. Однако у Google есть козырь: быстро набирающий популярность Chrome (по клику – полноразмерная картинка).
Оказалось, Яндекс нашел противодействие: при заходе на портал, пользователям «вражеского» браузера предлагают сменить поиск по умолчанию (см. скриншот).
По данным inMind, в январе 2012 года Яндекс посетило 74% украинских пользователей. С таким охватом можно отыграть еще несколько процентов доли в поиске.
Еще одно направление дистрибуции – тачскрины. Данные о количестве телефонов и смартфонов очень сильно разнятся (1, 2), да и не все они используются для доступа к интернету. Пока что рынок не большой, но очень важный в стратегическом плане. И судя по всему, Android имеет все шансы стать лидером.
Напомню, что относительно недавно появилась 4 версия ОС Android. Одной из ее особенностей является строка поиска Google, прошитая во все «рабочие столы» без возможности ее удаления или смены поставщика штатными настройками. Таким образом, компания явно рассчитывает удерживать мобильных пользователей на своём поисковике.
Однако Яндекс и здесь нашел решение. Недавно представленная андроидная оболочка Яндекс.shell заменяет строку поиска на собственную. Пока война ведется партизанскими методами: скачать оболочку могут только жители России и Украины. Посмотрим, получится ли у Яндекса в будущем сделать этот продукт популярным на мировом рынке.
И последний пункт – имидж. Обе компании имеют очень сильные позиции. Google периодически упоминается в СМИ в связи с различными судебными исками и обвинениями в нарушении конфиденциальности. Но наши сограждане не очень переживают по этому поводу. Российский поисковик выглядит на фоне американца очень спокойным, но и упоминается несколько реже.
Каковы планы конкурентов в этом направлении – не берусь угадывать. Вероятно, несколько советов о том, как получить больше народной любви, уже дал Яндексу новый сотрудник компании Владимир Исаев, ранее работавший в Opera. Не очень популярный в мире браузер смог завоевать Украину и Россию.
Как видите, Яндекс очень активен. Ждем ответные шаги Google на украинском рынке.
Выше я изложил лишь те факты, которые мне попались под руку. Наверняка, что-то пропустил. И разумеется, в головах топ-менеджеров поисковиков идей и планов гораздо больше, чем в этом тексте.