Вчера читал августовский выпуск журнала InternetUA. На очередном развороте увидел свою статью, о которой уже и подзабыл: писал ее еще в начале лета. Думаю, редация издания не сильно обидится, если я опубликую ее и в своем блоге.
Статья получилась достаточно загадочная, псевдонаучно-популярная. Профессионалы там не найдут ни одного нового нового слова (можете даже не читать). А новички имеют все шансы запутаться в непростых словесных конструкциях и общих фразах.
С другой стороны, текст дает общее понимание направления движения для начинающих интернет-продавцов, указывает куда “копать” дальше. Надеюсь, этот материал все-таки будет кому-то полезен.
P.S. Тем, кто “в теме” и собирается читать статью, предлагаю найти пару неточностей, которые я допустил в тексте. Отписывайтесь в комментариях.
Эффективные методы продвижения интернет-магазина
Интернет торговля в Украине набирает обороты, все более соответствуя мировым тенденциям, привлекая все новых и новых покупателей обратить свое внимание не на традиционные, а на электронные полки. В 2007 году через сеть было реализовано товаров на $250 млн., что в 1,5 раза больше чем в 2006 году. По результатам 2008 года участники рынка прогнозируют двукратное увеличение объемов продаж через Интернет, такая же тенденция сохранится и в 2009-2010 годах.
На сегодняшний день бытовая техника и электроника являются наиболее покупаемыми в Интернет товарами – не менее 70 % товаров в общей структуре продаж.
Очевидно, что любому магазину нужны посетители, которые в дальнейшем станут покупателями его товаров. На текущий момент существуют такие основные способы продвижения Интернет-магазина:
- Контекстная реклама
- Размещение прайс-листов на сайтах сравнения цен
- Партнерские программы
- Офф-лайн реклама
- Поисковая оптимизация
- Медийная (баннерная) реклама
Все эти каналы продвижения эффективны в разной степени и имеют каждый свою специфику. Остановимся на контекстной рекламе и сайтах сравнения цен, как наиболее актуальных методах продвижения на сегодняшний день.
Поисковая контекстная реклама – это текстовое объявление появляющееся справа или вверху над основными результатами поиска в ответ на поисковый запрос пользователя, который содержит соответствующие объявлению ключевые слова. Тематическая реклама – это то же объявление, которое отображается не в поисковой системе, а на странице, текст которой содержит ключевые слова, относящиеся к объявлению.
Оплата контекстной рекламы, как правило, осуществляется по модели CPC, то есть за клик. При этом следует внимательно подойти к выбору ключевых слов и к составлению текста объявления. Ведь используя слова не соответствующие вашему магазину, вы получите нецелевые клики и соответственно потраченные деньги впустую.
Что делает большинство? Покупает контекстную рекламу по общим запросам, например «ноутбук». В итоге доход от продаж либо едва оправдывает расходы на рекламу либо просто не достигает величины затрат на рекламу. В этом и состоит главная проблема. Как исправить ситуацию? В большинстве случаев самыми эффективными являются непосредственно название модели бытовой техники или электроники (например, «Compaq 6710b»). Да, их запрашивают реже, но главное, цена клика порой в десятки раз ниже общих высокочастотных запросов. Так как наименований моделей товаров у магазинов обычно огромное количество, эффективность рекламы увеличивается в несколько раз.
Также необходимо, чтобы объявление о продаже конкретной модели техники вело именно на страницу с этой моделью. Посетитель не будет искать на сайте ее сам и просто уйдет на другой сайт. Для этого в системах контекстной рекламы есть инструменты работы с большим объёмом слов и объявлений, где легко можно указать поисковые фразы, адреса нужных страниц и заголовки с описаниями для каждого товара. Очевидно -создать и настроить в ручную тысячи объявлений довольно проблематично. Подбор ключевых слов и фраз, по которым будет отображаться контекстная реклама очень ответственная задача. Путем подбора слов необходимо обеспечить наилучшее соотношение таких параметров как средняя цена за клик, а также количество и качество посетителей. Кроме того, важную роль играет текст объявления. Заниматься контекстной рекламой должен сертифицированный специалист рекламодателя или специализированное рекламное агентство.
Одним из наиболее эффективных каналов продвижения интернет-магазина безусловно является размещение прайс-листов товаров на сайтах сравнения цен. Подобное размещение происходит, как правило, путем экспортирования данных об имеющихся товарах и цен с помощью файла в формате XML, либо другим способом. Товары попадают на сайты сравнения цен в соответствующие категории, где тысячи пользователей смогут их увидеть и, если цена подходящая, перейти по ссылке в ваш Интернет магазин для осуществления покупки. Стоимость перехода с подобных сайтов на определенную торговую площадку в среднем составляет от $0,08. Наиболее популярными площадками агрегирующими предложения магазинов являются: Price.ua, Yandex.Market, Nadavi, Hotline.ua, Freemarket, Bigmir.Shop.
При рациональном подходе сайты сравнения цен могут стать наиболее эффективным каналом продвижения, особенно при правильной оптимизации заголовков и наличия описания товаров в прайс-строках. Обязательна проверка работоспособности ссылок, на которые ведут позиции. Оптимизируйте страницы входа посетителей – они должны обязательно соответствовать товарам в прайс-строках. На сайтах лидеров отрасли используется также аукционная ценовая модель размещения прайсов, поэтому необходимо также использовать оптимальную цену за клик, найдя наиболее приемлемое соотношение между объёмами продаж и ROI (возврат вложений) на рекламу.
Поисковая оптимизация хоть и является наиболее дешевым каналом продвижения, назвать его основным нельзя, так как данный способ имеет много рисков и приносит заметную отдачу лишь в долгосрочном периоде. С учетом растущей конкуренции за позиции в выдаче стоимость поисковой оптимизации постоянно увеличивается.
Как же отследить эффективность денег потраченных на рекламу и правильно оценить источники продвижения, оптимизировать структуру рекламного бюджета? Для проведения эффективных рекламных кампаний важен не только опыт, но и умение по ходу рекламной кампании делать корректировки её стратегии для повышения эффективности. При этом появляется задача анализа рекламного трафика для выявления его количественного и качественного показателей. Только на основе этих данных можно судить об эффективности рекламы и составлять исчерпывающие отчеты для клиентов. Для этого существуют специальные системы учета статистки посещения и анализа поведения посетителей на сайте. Именно они позволяют точно рассчитать эффективность затрат на рекламу, а также установить полезность каждого из Ваших источников продвижения. Google Analytics (analytics.google.com) – наиболее популярная система, с широкими возможностями, которая к тому же является полностью бесплатной.
Необходимо поставить специальный ява-скрипт на страницы сайта и настроить отслеживание действий в персональном аккаунте. В итоге вы сможете получить информативные отчёты о поведении посетителей: откуда они впервые пришли на ваш сайт, какие страницы посещали, совершили ли какое-то ключевое действие (например, покупка товара). Вполне возможно разработать и свою простую систему с учётом специфики вашего бизнеса, используя cookies и уникальные ссылки (например http://site.com/?from=adwords) для каждого из каналов продвижения. Кроме того, можно проводить опрос на сайте при оформлении покупки, либо по телефону, либо в момент завершения доставки. Однако это не самый точный способ, так как покупатель не всегда захочет ответить, либо попросту может забыть это сделать. Стоит отметить, что например, в каталоге сравнения цен Price.ua, кроме Инетрнет-магазинов, присутствует значительное количество офф-лайн магазинов (данный ресурс дает возможность вести бизнес в сети не имея интернет-магазина вообще). В данном случае надёжным способом отслеживания эффективности может стать уникальный, специально для этих целей созданный телефонный номер и (или) e-mail.
В заключение можно сказать, что при должном подходе, сайты сравнения цен и контекстная реклама являются гибкими и эффективными каналами продвижения. Как показывает практика, эти рекламные механизмы гарантируют наиболее целевых, ориентированных на совершение покупки товара посетителей, формирующих основную часть прибыли Интернет-магазина.