О роли образования для карьеры

AIN.ua провел блиц-опрос топов украинских IT-компаний о выборе ВУЗа и первой работе. Мой краткий комментарий есть по ссылке, полный текст публикую здесь.

ace_office
Каким был ваш опыт поступления в вуз и обучения в нем?

До ВУЗа я учился в экономической группе лицея, где нам преподавали в минимальном объеме базовые дисциплины: экономику, маркетинг, менеджмент и пр. Этого хватило, чтобы при поступлении в ВУЗ выбор специальности был осознанным, и я пошел на маркетинг. Выбор будущей специальности случайно или по наставлению родителей – это одна из возможных проблем для абитуриентов.

Учился на стационаре, после первого курса начал искать работу. Сначала на лето, потом брал какие-то временные подработки на пол дня или удаленно. По возможности старался искать варианты, которые хоть как-то связаны с моей специальностью: рекрутер в исследовательской компании, помощник маркетолога и т.д.  Затем нашел постоянную работу, где рабочий день у меня был с обеда до позднего вечера.

С “экваротора” приоритет уже был в пользу работы. Ходил только на те предметы, которые сам себе выбирал как потенциально полезные в будущем. Кстати, не всё угадал правильно – жалею, что пропустил большую часть менеджемента, фин.учета и еще пару предметов.

Уже сейчас понимаю, что основной проблемой был маленький объем прикладных знаний, и недостаток преподавателей-практиков.

Макроэкономику или основы финансов – предметы с большой теоретической базой, которая медлоенно обновляется, может читать и молодой аспирант, и 60-летний профессор без опыта работы «в поле». Но для прикладных дисциплин ВУЗы не всегда могут найти преподаваталей-практиков.

Когда я был студентом, у нас читали курс по интернет-рекламе. 14 лет назад он назывался «информационные технологии в рекламе». Преподаватель без реального опыта, пересказывал американские книги, переведенные на русский без учета локального контекста. Книги 5-летней давности, о том, как круто размещать рекламу Yahoo и AOL. Нас учили создавать сайты в MS Word. В Word, Карл!

В тот момент работал в компании, где была своя веб-студия с дизайнером и программистом, а я периодически выполнял функции проджект-менеджера. Как для начала 2000-х мы делали достаточно прогрессивые сайты – PHP+MySQL, со всякими интерактивами: голосовалки, формы заявок, онлайн-заказы, конкурсы, фотогалереи и куча другого функционала, помимо обычных контентных страниц.

Поспорил с преподавателем, пытался доказать, что нормальные сайты никто не делает в Word. Результат: меня выгнали с занятия.

Но по другим предметам были и сильные преподаватели, в т.ч. практики. Это спасало.

 

Чтобы вы сделали, если бы и у вас была возможность все “переиграть”?

Глобально ничего не менял бы, возможно, перераспределил бы собственное внимание к отдельным предметам.

По-хорошему нужно менять систему образования. Добавлять реальную стажировку для студентов, где они будут получать практические навыки. Пока что прохождение практики в большинстве случаев существует только на бумаге.

 

Что посоветуете современным выпускникам?

Во-первых, учить английский.

Во-вторых, найти первую работу еще во время учебы. Хотя бы на 2-3 месяца во время летних каникул. Кроме того, сейчас есть возможность найти удаленную работу без привязки ко времени.

Студентам и выпускникам нужно перестраивать восприятие с учебы на работу. В ВУЗе просят показать знания, а работодателю нужен результат. Это требует разного подхода.

 

P.S. Я уже несколько лет преподаю интернет-рекламу студентам КНТЭУ. Надеюсь, хотя бы в рамках этого предмета они получат базовые прикладые знаний.

А пару дней назад начал эксперимент – взял к нам в агентство на обучение и стажировку несколько студентов-маркетологов, чтобы прокачать им те навыки, которые не дает ВУЗ.

Читайте также: Книги по интернет-маркетингу. 30 полезных книг для интернет-маркетологов в блоге интернет-агентства UaMaster